Библиотечные формы индивидуальной работы с несовершеннолетними (15-18 лет), находящимися в социально опасном положении, и их родителями. Методическая консультация

Уважаемые коллеги! Приглашаем ознакомиться с методической консультацией «Библиотечные формы индивидуальной работы с несовершеннолетними (15-18 лет), находящимися в социально опасном положении и их родителями», которая поможет организовать работу в библиотеке с несовершеннолетними пользователями.

О. А. Мауль, главный библиотекарь научно-методического отдела
краевого государственного бюджетного учреждения
«Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова»

Библиотечные формы индивидуальной работы
с несовершеннолетними (15-18 лет), находящимися в социально опасном положении, и их родителями
Методическая консультация

Государственные и муниципальные библиотеки Алтайского края систематически и целенаправленно проводят мероприятия по организации досуга, профилактике безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Работа библиотек края в данном направлении осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и законом Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», с комплексным планом мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, защите их прав и законных интересов на территории Алтайского края на 2017–2018 годы, а также в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и другими документами.

Деятельность библиотеки с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их родителями, предполагает целый ряд управленческих, организационных мероприятий и текущую планомерную работу с данной аудиторией. Важным условием организации данной работы является информированность специалистов библиотеки о числе несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и месте их пребывания.

УПРАВЛЕНИЕ:

  1. Планирование работы (годовой план, ежеквартальные планы) предусматривает создание комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность привлечения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в библиотеку:
  • комплектование фонда библиотеки

а) новой психолого-педагогической, методической литературой по формированию правовой культуры, здорового образа жизни, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; б) качественной литературой и периодическими изданиями для детей и подростков;

  • разработка комплексных программ по работе с данной категорией пользователей, предусматривающих внедрение новых услуг и форм библиотечного обслуживания;
  • создание кружков, клубов по интересам, клубов выходного дня для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • система индивидуальной работы с детьми данной категории, в том числе – по привлечению в библиотеку и к участию в библиотечных мероприятиях;
  • методическое сопровождение библиотек района по работе в данном направлении (методические консультации, семинары, «круглые столы» и др.).

Например, план работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их родителями, на 2019 г.

  1. Организация системы учета работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, предусматривает учет по всем направлениям работы:
  • комплектование фонда библиотеки – число новых поступлений:

а) экземпляров изданий психолого-педагогической, методической литературы по формированию правовой культуры, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для специалистов, работающих с детьми и молодежью;

б) экземпляров  изданий художественной литературы;

в) наименований периодических изданий для детей и подростков;

  • библиотечная статистика – учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по основным показателям:

а) зарегистрировано пользователей;

б) число книговыдач;

в) число посещений, в том числе посещений массовых мероприятий;

г) число массовых мероприятий для данной аудитории;

  • методическая работа – число мероприятий (дата проведения, тема и форма мероприятия, число присутствующих, результат мероприятия).
  1. Координация работы с другими учреждениями. Сотрудничество, партнерство с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, опеки и попечительства, образовательными учреждениями, некоммерческими организациями, другими учреждениями культуры предполагает налаживание связей с целью объединения усилий для достижения общих целей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. Система взаимоотношений между двумя или более партнерами предполагает:
  • систематический обмен оперативной информацией;
  • планирование совместной деятельности;
  • проведение совместных мероприятий [1, с. 23].

Например, план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на 2018–2019 г.; план совместной работы с наркологическим диспансером на 2018–2019 г.; план совместной работы с территориальным центром социальной помощи семье и детям на 2018–2019 гг.

На примере взаимодействия библиотек и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее − Комиссия) рассмотрим технологию социального партнерства. Для повышения результативности деятельности библиотек по профилактике правонарушений большое значение имеет взаимодействие с Комиссиями, основными направлениями деятельности которых являются:

  • координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • предупреждение беспризорности, безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; выявление причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, применение к ним мер воздействия;
  • социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Самый лучший вариант, когда специалистов библиотеки включают в состав Комиссии как субъекта профилактики из учреждений культуры и приглашают на заседания Комиссии, где специалисты библиотек адресно могут дать приглашения в библиотеку или на конкретные мероприятия, занятия в кружковые объединения.

Включение библиотеки в работу Комиссии даст возможность  привлекать к чтению и организации совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении. Для эффективного взаимодействия желательно представить план совместных мероприятий библиотеки (Приложение 1) для включения в годовой план взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В проекте необходимо учитывать планирование мероприятий по:

  1. привлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в клубах, кружках, способствующих приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;
  2. содействию специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.

Индикаторами качества совместной деятельности Комиссии и библиотеки будут являться:

  • количество детей и подростков, участвующих в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых библиотекой;
  • отсутствие повторных правонарушений детьми и подростками, стоящими на учете в Комиссии.
  1. Мониторинг результатов деятельности заключается в систематическом определении результативности деятельности, выявлении проблемных участков и поиске оптимальных способов повышения эффективности работы библиотек.

Показателями эффективности работы библиотек в данном направлении являются:

  • охват детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, находящихся в зоне библиотечного обслуживания (%);
  • основные показатели библиотечной статистики по работе с данной категорией несовершеннолетних: а) число зарегистрированных пользователей; б) число книговыдач; в) число посещений, в том числе – посещений массовых мероприятий; г) число массовых мероприятий для данной аудитории;
  • число методических мероприятий (методические консультации, семинары, «круглые столы» и др.);
  • число культурно-досуговых мероприятий;
  • число новых поступлений изданий для несовершеннолетних в библиотечный фонд;
  • реализация комплексных программ и проектов;
  • организация работы клубов для несовершеннолетних;
  • организация работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ:

  1. Исследование интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, предполагает проведение анкетирования, интервьюирования, бесед с целью выявления предпочтений несовершеннолетних в проведении досуга. Например, исследование «Библиотека. Чтение. Твое увлечение» среди детей и подростков из неблагополучных семей на предмет предпочтений организации досуга;

Результаты исследования необходимо учитывать при планировании библиотечной работы с данной категорией.

  1. Комплектование фонда библиотеки:

а) новой психолого-педагогической, методической литературой по формированию правовой культуры, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) художественной, познавательной литературой и периодическими изданиями для детей и подростков.

При комплектовании библиотечного фонда для несовершеннолетних необходимо отдавать предпочтение качественным изданиям современных отечественных и зарубежных авторов. Например, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский «Я хочу в школу», Анна Одувалова «В таких не влюбляются!», Елена Габова «Ветер влюбленных», Юлия Кузнецова «Дом П», Дина Сабитова «Три твоих имени», Анастасия Малейко «Моя мама любит художника»,  Евгения Басова «Уезжающие и остающиеся», Дарья Доцук «Я и мое чудовище», Елена Габова «Двойка по поведению», Рэй Бэдбери «451 градус по Фаренгейту», Стивен Чбокси «Хорошо быть тихоней», Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Маркус Зузак «Книжный вор», Джон Грин «Виноваты звезды» и др.

  1. Разработка комплексных программ и проектов по работе с данной категорией пользователей (на основании результатов исследования интересов несовершеннолетних).

Как правило, в библиотеках реализуются программы для определенных возрастных групп несовершеннолетних, например, библиотечно-социальные проекты: «Молодежь выбирает ЗОЖ!», «Школа юного правоведа», «Здоровая молодежь – наша надежда, наше будущее», «Успех в твоих руках»; программы: «В поле зрения – юность», «Моя Россия»,  «Молодежь Алтая» и др.

  1. Создание кружков, клубов по интересам, клубов выходного дня для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их родителей – один из эффективных способов организации свободного времени. В основе клубной деятельности библиотеки может быть живое, интересное общение подростков, обсуждение насущных социально-правовых, психологических и др. проблем с привлечением психологов, социологов и др.; совместная деятельность по освоению каких-либо знаний, умений, навыков с привлечением родителей, мастеров, умельцев-любителей, профессионалов и др.

Клубы по интересам (познавательные, краеведческие, творческие, экологические) для детей и юношества работают во многих муниципальных библиотеках. Например, клуб гражданско-правовых знаний «Закон и подросток», клуб «Полдень», объединение для подростков «Молодежная планета» и др.

  1. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе – по привлечению в библиотеку и к участию в библиотечных мероприятиях, предполагает решение следующих задач:
    • удовлетворение информационных потребностей подростков;
    • развитие структуры и глубины интересов подростков;
    • содействие повышению уровня информационной культуры несовершеннолетних и их читательского развития;
    • организация сотрудничества библиотекаря и подростка на всем протяжении пользования им библиотекой [2, с. 18].

К формам индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, относятся:

  • индивидуальная беседа (беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче литературы, рекомендательная беседа, беседа о прочитанном и др.);
  • индивидуальное плановое чтение заключается в привлечении несовершеннолетних к чтению по их интересам;
  • индивидуальная культурно-досуговая программа предполагает составление плана посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями подростка.

Индивидуальная беседа. Беседы могут быть разные, например, беседа при записи в библиотеку. Несовершеннолетнему пользователю необходимо провести мини-экскурсию, познакомить его с правилами пользования, фондом книг и периодических изданий. Необходимо показать фонд библиотеки с наилучшей стороны: обратить внимание на то, что он постоянно пополняется, что много новой, современной литературы, газет и журналов. С другой стороны, библиотекарь старается как можно больше узнать о новом читателе, причем не только о его литературных вкусах. Необходимо выявить увлечения подростка, его таланты: кто-то из подростков пишет стихи, хорошо поет, рисует и т. д.

Необходимо проводить беседы о рекомендуемой литературе. При проведении этих бесед, учитывая интересы несовершеннолетнего, надо предлагать книги, которые расширят круг его чтения, переведут его на новый уровень. Если подросток читает книги исключительно по школьной программе, ему предлагаются книги разных жанров, чтобы он понял, что чтение может быть удовольствием.

Рекомендуем современную и классическую литературу, которая будет интересна несовершеннолетним, предлагаем узнать из книг о проблемах их сверстников, оставшихся без попечения родителей, и детей с ограниченными возможностями здоровья (книги Дины Сабитовой, Екатерины Мурашовой, Альберта Лиханова, Михаила Самарского, Юлии Кузнецовой, Лидии Чарской). Книги Екатерины Мурашовой предлагаем тем, кто увлекается фэнтези, так как в повестях «Класс коррекции» и «Одно чудо на всю жизнь» есть элементы фэнтези и фантастики, которые познакомят несовершеннолетних с вполне реальными проблемами из жизни их сверстников [2, с. 18].

После того как книгу рекомендовали, а несовершеннолетний ее прочитал, проводится беседа о произведении: было ли оно понятно, интересно, оправдало ли ожидания. Точно по такому же принципу необходимо проводить беседу, если книгу выбрал сам ребенок. Постоянно должны проводиться консультации у книжных полок.

Индивидуальное плановое чтение. Индивидуальное плановое чтение – наиболее распространенная и действенная форма руководства чтением. При этом используются планы чтения и другие «малые формы» библиографической продукции для организации индивидуального планового чтения, которые разрабатываются библиотекарями в соответствии с интересами несовершеннолетнего.

Суть данного способа заключается в привлечении несовершеннолетних к чтению литературы по их интересам с постоянным переходом от одной темы к другой, с целью разностороннего интеллектуального и культурного развития подростков, а также выработки у них умений и навыков систематического самообразовательного чтения.

Интересы несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, для привлечения их к плановому чтению уточняются путем анкетирования.

Целями подобного анкетирования являются:

  • определение круга тем, которые интересуют подростка;
  • определение тематики планов чтения, а также культурно-досуговых мероприятий на основании анализа этих тем;
  • выяснение того, какие важные темы не вошли в читательский перечень, и определение способов привлечения подростка к индивидуальному плановому чтению путем, во-первых, рекомендаций библиотекаря в процессе непосредственного общения с несовершеннолетним, и, во-вторых, самостоятельного знакомства с различными «малыми формами» библиографической продукции и рекомендательными указателями.

Используются в основном три вида индивидуального планового чтения на основе:

  • типовых планов чтения, которые создаются после анализа наиболее часто повторяющихся интересов подростков;
  • аннотированных списков литературы типа «Что читать дальше?». В фонде открытого доступа в книги, полезные с точки зрения библиотекаря, вкладываются списки литературы, которые помогают продолжить чтение, если тема заинтересовала читателя;
  • составления индивидуальных планов чтения наиболее подготовленным читателям вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий.

Руководитель чтения должен обладать широкой эрудицией, владеть психологической и педагогической культурой.

Индивидуальная культурно-досуговая программа. Индивидуальная культурно-досуговая программа работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, предполагает составление плана посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями.

В индивидуальной работе с несовершеннолетними в библиотеках чаще применяются познавательно-развивающие мероприятия:

  • викторины;
  • олимпиады;
  • конкурсы;
  • игры;
  • кружки по интересам;
  • секции по интересам и т. д.
  1. Сотрудничество библиотеки и семьи.

Библиотека является тем социальным институтом, работа которого направлена на формирование гармоничной личности, семьи. Наиболее целенаправленно и комплексно работа с семьей ведется в специализированных библиотеках семейного чтения, которые успешно осуществляют задачу по привлечению детей и родителей к чтению, возрождению традиций семейного чтения. На муниципальном уровне необходимо разрабатывать целевые комплексные программы, в которых отдельные мероприятия направлены на развитие читательского интереса родителей и детей.

В настоящее время большое внимание уделяется активизации читательской деятельности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,  в условиях библиотек посредством работы с семьей. Возможности библиотеки, формирование заинтересованности родителей, использование специальных форм и методов работы способствуют возникновению у несовершеннолетних интереса к самостоятельной читательской деятельности, создают атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Задачи сотрудничества библиотеки и семьи:

  • привлечь несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их родителей в библиотеку;
  • повысить рейтинг книги в досуге семьи;
  • дать представление родителям о творческих возможностях подростков как читателей;
  • способствовать совместному досугу и творчеству родителей и несовершеннолетних.

Система работы библиотеки с родителями включает в себя:

  1. Диагностика детей и родителей для выявления интересов, увлечений и талантов и планирования дальнейшей работы.
  2. Планирование для более эффективной организации работы с родителями. Информирование родителей о методической литературе по организации чтения детей и художественной детской литературы.
  3. Индивидуальная работа с родителями по решению проблемы подросткового чтения и развития активной читательской среды.
  4. Групповая работа: помощь в подборе материала, составление рекомендательных списков.
  5. Клубы семейного чтения.
  6. Культурно-досуговые мероприятия. Мероприятия, ориентированные на пробуждение интереса несовершеннолетних к книге при участии родителей: вечер семейного отдыха, день семейного общения, литературные батлы, дискуссии, интеллектуальные игры.

Например, конкурсная программа «Сегодня праздник всех мужчин и подрастающих мальчишек», развлекательное мероприятие «Семейный очаг», конкурсно-игровая программа  «В кругу семьи», спортивно-познавательная программа «Мама, папа, я – здоровая и спортивная семья», день семейного чтения «Читаем всей семьей» и др.

Для более качественного обслуживания семьи, находящейся в социально опасном положении,  библиотеки координируют свою работу со школами, учреждениями дополнительного образования, центрами социальной помощи семье и детям, правоохранительными органами, приглашая на мероприятия, проводимые с семьей и для семьи, специалистов: педагогов, психологов, медицинских  и социальных работников, инспекторов по делам несовершеннолетних.

Библиотечное обслуживание семьи, находящейся в социально опасном положении, включает разнообразные формы и методы работы (Приложение 2). Главная задача, стоящая перед библиотеками, – убедить родителей в том, что библиотека – их помощник и союзник в воспитании несовершеннолетних, показать, как важно совместное общение и обмен духовными ценностями.

  1. Культурно-просветительская работа с данной категорией предполагает реализацию планов, программ и проектов библиотеки; включает в себя приоритетные направления работы с несовершеннолетними:
    • профилактика безнадзорности и правонарушений;
    • правовое воспитание;
    • экологическое воспитание;
    • гражданско-патриотическое воспитание;
    • противодействие употреблению наркотиков и алкоголя и позиционирование здорового образа жизни;
    • развитие интереса к чтению.

Практика показывает, что в работе с несовершеннолетними наиболее приемлемы такие формы мероприятий, в которых они не только могут получить новые знания, но и принять активное участие в организации, проведении мероприятия, в обсуждении интересной темы, высказать свое мнение [1, с. 25].

Например, ролевая игра «Запрещается! Разрешается!», динамический час «Мы зарядку делаем, прыгаем и бегаем», уголок неформального общения «Я + Ты», квест-игра «Они защищали Родину», летние чтения «У книжек нет каникул», неделя здорового образа жизни «Семь дней позитива», акция в поддержку здорового образа жизни «Жизнь слишком прекрасна, не губи ее», акция «Меняем конфету на сигарету», конкурс знатоков права «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, – закон!», ситуационная игра «Я – курильщик, сам себе могильщик!», ролевая игра «Пивной фронт: за кем победа?», диалог «Как выбрать профессию?», литературный десант «Мы гордимся славою предков» и др. 

  1. Организация летнего отдыха. Задача библиотеки: в период летних каникул сформировать площадку культурного досуга подростков; обеспечить условия для интеллектуальной, творческой, общественно-полезной деятельности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Интерес у подростков вызовут встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у подростков реальный интерес к их жизни, работе, творчеству.

При подготовке мероприятий необходимо учитывать социально-психологические особенности развития несовершеннолетних, основные интересы и виды деятельности, методы работы в библиотеке, соответствующие подростковому, юношескому возрасту [1, с. 26].

 

Социально-психологические особенности развития Основные интересы, виды деятельности Методы работы в библиотеке
Подростковый возраст, 11-13 лет
—       изменение характера учебной деятельности (многопредметность);

—       необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых;

—       противоречивость поведения подростка.

—         появляются новые мотивы учения, связанные с профессиональными намерениями;

—         ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

—       интерактивные формы;

—       конкурсы;

—       викторины;

—       тренинги;

—       командные соревнования;

—       проектная деятельность;

—       волонтерство;

—       кружковая работа.

Ранняя юность, 14-18 лет
—       интенсивное развитие самосознания;

—       формирование целеполагания, мировоззрения, общественной позиции;

—       преодоление зависимости от взрослых, достижение социальной зрелости.

—         интересы самоопределения: решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального определения;

—         в отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов, привязанностей по сравнению с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения.

—       интерактивные формы;

—       диалоговые формы;

—       дискуссии, диспуты;

—       индивидуальные и командные конкурсы;

—       тренинги;

—       факультативы, школы;

—       командные формы работы;

—       проектная деятельность;

—       волонтерство;

—       клубные объединения;

—       профориентация.

 

  1. Несовершеннолетние и Интернет. Несовершеннолетние — самые активные пользователи Интернета. Помимо огромного количества возможностей Интернет несет и множество рисков. Подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в Сети. Сделать их пребывание в Интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача специалистов библиотек.

Основным законом, который защищает детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию, является Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Чтобы обезопасить несовершеннолетних в Интернете, достаточно соблюдать правила, с которыми необходимо познакомить пользователей-подростков с помощью памятки «Безопасный Интернет – детям» (разработчик – Министерство внутренних дел РФ). Скачать буклет «Безопасный Интернет-детям» можно, перейдя по ссылке: http://dubrk.karelia.ru/files/356.pdf.

Предлагаем список сайтов, которые безопасны, будут интересны и полезны подросткам:

  • Просто — класс! (prosto-klass.ru). Здесь тинейджеры смогут общаться любыми доступными способами (чат, форум, блоги), обмениваться фотографиями, договариваться о встречах и всегда быть в курсе событий из жизни друг друга.
  • Пионерка.Ру (http://pionerka.ru). Всероссийская газета для детей и подростков «Пионерская правда».
  • Каталог Детских ресурсов KINDER.RU (http://www.kinder.ru). Более двух тысяч ссылок на сайты о детях и для детей.
  • Вне урока (http://vneuroka.ru/). Авторские образовательные презентации, образовательные flash игры, флеш ролики, анимации, тесты.
  • Умники и умницы (http://www.umniki.ru/). Образовательный портал для учителей, школьников, родителей. Здесь можно задавать любые вопросы автору и ведущему передачи «Умницы и Умники» и получить ответ от него лично!

В целях формирования основ безопасного поведения в Интернете в библиотеках могут быть проведены различные по форме мероприятия для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Например, библиотечные уроки в рамках недели безопасного Рунета в России «Планета Периодики в мире Интернета», «Поисковые системы Интернета; слайд-беседа «Безопасный интернет»; познавательно-развлекательная игра «Заселяем интернет»; игра-состязание «Безопасный интернет».

  1. Методическая помощь библиотекам района в данном направлении работы должна осуществляться регулярно на муниципальном уровне. Проведение методических мероприятий для библиотечных специалистов муниципального образования (семинары, «круглые столы», творческие лаборатории, методические консультации и др.) способствует повышению квалификацию библиотекарей и эффективности работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их родителями.

Например, семинары: «Библиотечное обслуживание отдельных групп и категорий населения», «Подросток. Стиль жизни. Здоровье», «Библиотека и молодежь: пути взаимодействия, новые подходы и направления», «Работа с молодежью: перезагрузка»; «круглые столы»: «Вместе – за здоровый образ жизни», «Формы и методы пропаганды книги»; творческая лаборатория «Активные формы привлечения к чтению подростков»; районная методическая конференция «Публичные библиотеки на селе: новые возможности — новое качество обслуживания населения»; «круглый стол» по проблеме антинаркотического воспитания в библиотеках района «Молодежь в современном мире».

Итак, наиболее эффективной работа по вовлечению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их родителей в культурно-досуговую деятельность средствами полезного и развивающего досуга станет, если:

  • будет использоваться личностный и творческий потенциал несовершеннолетнего, его активное участие в проведении культурно-массовых мероприятий;
  • будут расширены границы культурного пространства за счет посещений учреждений культуры и искусства, участия в городских спортивно-культурных праздниках, конкурсах, фестивалях;
  • будут созданы любительские объединения по интересам с элементами самоуправления, где несовершеннолетние смогут сделать собственный выбор занятий при поддержке опытного наставника;
  • будет организован досуг несовершеннолетних вместе с семьей как фактор сплочения семьи, сближения ее интересов, оздоровления ее микроклимата.

Список литературы

  1. Балашева, А. А. Несовершеннолетние – категория особая / А. А. Балашева // Библиотека. — 2015. — № 8. — C. 23–27.
  2. Ролдугина, И. В. На любой вкус: индивидуальная работа с читателями в детской библиотеке / И. В. Ролдугина // Библиотечное дело. — 2015. — № 15. — С. 18–20.

Приложение 1

План совместной работы библиотеки и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на 2018–2019 гг.

 

Основные направления деятельности Сроки исполнения
1 Участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав В течение года
2 Участие в социальной реабилитации условно осужденных несовершеннолетних В течение года
3 Оказание информационной и психологической  поддержки детям, подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении В течение года
4 Мероприятия по профориентации старшеклассников, предоставление информационных материалов В течение года
5 Участие в проведении молодежной акции «Молодежь – за  здоровый образ жизни» Март – апрель,

октябрь – ноябрь

6 Организация летнего досуга несовершеннолетних по программам «Библиотека – территория чтения», «Быть молодым – быть здоровым» Июнь-август
7 Организация работы клубов:

·     клуб общения для подростков «Свободный разговор»;

·     клуб для родителей «Семейный факультет».

В течение года

Приложение 2

План работы библиотеки с семьей, находящейся в социально опасном положении, на 2018–2019 гг.

Наименование мероприятия Форма проведения Сроки проведения
1 Права несовершеннолетних и формы правовой защиты Родительский лекторий январь
2 Всей семьей у книжной полки Библиодесант февраль
3 Любите и цените счастье: оно рождается в семье Музыкально-поэтический вечер март
4 Финансовая грамотность населения – требование времени Информационный урок март
5 Отец – как много в этом слове… Книжная выставка апрель
6 Дети без отца: тяжкий крест или новые возможности Профилактическая беседа апрель
7 Семья, согретая любовью, всегда надежна и крепка Книжно-иллюстративная выставка май
8 В теплом кругу семьи Встреча с интересной семьей июнь
9 Свет отчего дома Фотоэкспозиция июль
10 Мама, папа, я – здоровая и спортивная семья Спортивно-познавательная программа август
11 Стрессовые ситуации и способы выхода из них Беседа сентябрь
12 Свет материнства – свет любви

 

Книжная выставка октябрь
13 Я выбираю жизнь Психологический практикум ноябрь
14 Семья приемная вместо детского дома Час информации декабрь
15 Семейный очаг Развлекательное мероприятие декабрь

Приложение 3

Список литературы и сценариев по работе с несовершеннолетними из фондов Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова

  1. Белова, С. Н. Зачем Даль записывал пословицы на «ремешках»? / С. Н. Белова // Современная библиотека. — 2018. — № 2. — С. 36-39.
  2. Борисова, А. Ю. Эта книга заставляла меня плакать / А. Ю. Борисова // Современная библиотека. — 2018. — № 5. — С. 66-68.
  3. Бульц, О. А. «Источник вдохновения — мой край» / О. А. Бульц // Современная библиотека. — 2018. — № 1. — С. 93-96.
  4. Быкова, И. В. Там, где сбываются мечты / И. В. Быкова // Современная библиотека. — 2018. — № 3. — С. 86-89.
  5. Васильева, Е. На стыке социального и культурного волонтерства / Е. Васильева // Современная библиотека. — 2018. — № 3. — С. 28-29.
  6. Вовк, О. Молодые для молодых : ЗаЧтение — городская игра-ориентирование «Отрыв» ко дню библиотек Беларуси : из опыта работы научной библиотеки БНТУ / О. Вовк, В. Хомич, В. Шевцова // Молодежи XXI века / [сост. О. А. Томашева]. — Минск, 2015. — С. 16-29. — (СИО М 1592122).
  7. Воронкова, И. А. Библиотека на молодежной орбите / И. А. Воронкова // Вопросы теории и практики библиотечного обслуживания детей и подростков в Алтайском крае : науч.-метод. сб. / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Краев. гос. казен. учреждение «Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской»; [сост.: С. И. Седых, Л. М. Чудинова ; отв. ред. Л. В. Санкина]. — Барнаул, 2017. — Вып. 8. — С. 62-64. — (СИО Б1608747).
  8. Захаренко, М. П. Организация виртуальной информационно-консультационной поддержки библиотек, работающих с молодежью (на примере сайта «Методобъединение» РГБМ) / М. П. Захаренко // На переднем крае библиотечных инноваций : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. «Научно-методическая деятельность библиотек Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики», (Москва, 23-24 октября 2014 г.). — Москва, 2015. — С. 98-104. — (СИО М 1592697).
  9. Калашник, Е. Б. На пути к духовному возрождению / Е. Б. Калашник // Современная библиотека. — 2018. — № 3. — С. 74-77.
  10. Костин, М. И. Мероприятия для молодежи: интерактивные формы, актуальные темы / М. И. Костин, М. С. Костина // Библиотеки Новосибирской области в 2014 году : обзор деятельности / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка ; [сост.: Поночевная Н. И.]. — Новосибирск, 2015. — С. 107-109. — (СИО Б 1592724).
  11. Лебедева, С. В. Целевая программа по профориентации старшеклассников «В поисках профессии» / С. В. Лебедева // Библиотечная жизнь Кузбасса : период. сб. / Департамент культуры и нац. политики Кемер. обл., Кемер. обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова ; [отв. ред. Четверикова С. В.]. — Кемерово, 2014. — Вып. 3. — С. 50-55. – (СИО 1592639).
  12. Мигаль, О. А. Час общения для юношества «Ты и твоя будущая профессия» / О. А. Мигаль // Библиотека и читатель: с книгой в будущее : опыт библиотек Бийского района по продвижению книги и чтения : сб. метод. материалов / МКУ «Бийская районная межпоселенческая модельная мемориальная библиотека В. М. Шукшина» ; сост. Н. Б. Янишевская. — Сростки, 2015. — С. 11-16. — (СИО 8821).
  13. Михнова, И. Б. О стратегии процветания, или Ответ автора / И. Б. Михнова // Современная библиотека. — 2018. — № 3. — С. 38-39.
  14. Нардид, Ю. Направляя молодых, формируем поколение / Ю. Нардид // Библиотека. — 2018. — № 1. — С. 57-59.
  15. Некрасова, С. В. Метод кейсов для популяризации художественной литературы / С. В. Некрасова // Современная библиотека. — 2018. — № 3. — С. 66-69.
  16. Пастернак, Е. Наши истории не «подростковые», а «семейные» / Е. Пастернак // Библиотека. — 2018. — № 1. — С. 67-68.
  17. Положение о проведении областного молодежного конкурса научного и литературно-художественного творчества «Праздник Федоровской поэзии» // Библиотечная жизнь Кузбасса : период. сб. : спец. вып. / Департамент культуры и нац. политики Кемер. обл., Кемер. обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова ; [отв. ред. Четверикова С. В.]. — Кемерово, 2014. — С. 4- 7. — (СИО 1592638).
  18. Скурлова, И. Установка на карьерный рост: приглашаются старшеклассники / И. Скурлова, А. Чернова // Библиотека. — 2018. — № 4. — С. 50-52.
  19. Смелкова, С. В. Комплексно-целевая программа по профориентации детей и молодежи «Океан профессий» / С. В. Смелкова, В. Ф. Мазур // Библиотечная жизнь Кузбасса : период. сб. / Департамент культуры и нац. политики Кемер. обл., Кемер. обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова ; [отв. ред. Четверикова С. В.]. — Кемерово, 2014. — Вып. 3. — С. 62-68. — (СИО 1592639).
  20. Смирнова, Э. В. Юношеская библиотека в профессиональной среде: эффективное взаимодействие, развитие, опыт / Э. В. Смирнова // Библиотеки Новосибирской области в 2014 году : обзор деятельности / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка ; [сост.: Поночевная Н. И.]. — Новосибирск, 2015. — С. 50-53. — (СИО Б 1592724).

***

  1. «Я в рабочие пойду…» : сценарий игровой программы // Библиотечная жизнь Кузбасса : период. сб. / Департамент культуры и нац. политики Кемер. обл., Кемер. обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова ; [отв. ред. Четверикова С. В.]. — Кемерово, 2014. — Вып. 3. — С. 31-35. — (СИО 1592639).
  2. Андреев, Н. Хотят ли русские войны? : сценарий интерактивного поэтического спектакля для старшеклассников / Н. Андреев // Сценарии и репертуар. — 2018 . — № 2. — С. 17-28.
  3. Бабенко, В. К. Объявляем День отцов : сценарий конкурсной программы / В. К. Бабенко // Отцами не рождаются : информ.-сценар. сб. в помощь организаторам семейного досуга / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. дом нар. творчества ; [сост. Л. С. Гребенщикова]. — Барнаул, 2016. — С. 19-25. — (СИО 1600939).
  4. Головина, А. С. Формула здоровья : информ. марафон / А. С. Головина // Здоровье – красота нации : сб. сценариев по пропаганде здорового образа жизни / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. дом нар. творчества ; [сост. Г. С. Классен]. — Барнаул, 2016. — С. 4-16. — (СИО 1600943).
  5. Жирнова, Н. Мы – вместе! : сценарий развлекательной молодежной программы, посвященной Дню народного единства / Н. Жирнова // Сценарии и репертуар. — 2018 . — № 2. — С. 61-85.
  6. За здоровый образ жизни : сценарий выступления агитбригады «Ритм» // Здоровье – красота нации : сб. сценариев по пропаганде здорового образа жизни / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. дом нар. творчества ; [сост. Г. С. Классен]. — Барнаул, 2016. — С. 24-27. — (СИО 1600943).
  7. Зайцев, А. Отцы и дети : сценарий игровой программы для будущих взрослых и бывших детей / А. Зайцев // Игровая карусель : сб. сценариев конкурсно-игровых программ для детей и подростков / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. Дом нар. творчества. — Барнаул, 2017. — С. 29-38. — (СИО 1607449).
  8. Колупаева, Г. Д. Ставка на молодость : брейстроминг ко Дню молодого избирателя / Г. Д. Колупаева ; МБУК «Централизованная библиотечная система» Змеиногор. р-на Алт. края. — [Б. м. : б. и.], 2016. — 7 с. — (СИО 8836).
  9. Кречетов, Д. А. О той земле, где ты родился… : сценарий тематической концертной программы / Д. А. Кречетов // Счастье родиться на этой земле : сб. сценариев детских тематических концертных программ / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. Дом нар. творчества. — Барнаул, 2017. — С. 14-19. — (СИО 1607449).
  10. Ксендзова, Н. Дороги, которые мы выбираем: путь к профессии : интерактивная беседа : из опыта работы Минской районной Центральной библиотеки / Н. Ксендзова // Молодежи XXI века / [сост. О. А. Томашева]. — Минск, 2015. — С. 30-37. — (СИО М 1592122).
  11. Лопатина, О. А. Я и папа – мы команда! : сценарий развлекательно-спортивной программы, посвященной Дню отца / О. А. Лопатина // Отцами не рождаются : информ.-сценар. сб. в помощь организаторам семейного досуга / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. дом нар. творчества ; [сост. Л. С. Гребенщикова]. — Барнаул, 2016. — С. 5-10. — (СИО 1600939).
  12. Опарина, Н. Бессмертие : сценарий театрализованной литературно-музыкальной композиции для старшего школьного возраста / Н. Опарина // Сценарии и репертуар. — 2018 . — № 6. — С. 56-68.
  13. Переверзева, Л. В. Дорогу талантам! : сценарий районного фестиваля творчества молодежи / Л. В. Переверзева // Здоровье – красота нации : сб. сценариев по пропаганде здорового образа жизни / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. дом нар. творчества. — Барнаул, 2016. — С. 27-34. СИО 1603665
  14. Руденко, И. Мама, папа и я – веселая семья : семейная конкурсная программа / И. Руденко // Сценарии и репертуар. — 2018 . — № 3. — С. 51-66.
  15. Савченко, М. А. Папа – почти волшебник : ринг молодых отцов / М. А. Савченко // Отцами не рождаются : информ.-сценар. сб. в помощь организаторам семейного досуга / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. дом нар. творчества ; [сост. Л. С. Гребенщикова]. — Барнаул, 2016. — С. 11-19. — (СИО 1600939).
  16. Сценарий литературного батла «Классика перезагрузки» / МКУ «Кытмановская межпоселенческая библиотека». — [Кытманово] : [б. и.], 2015. — 4 с. — (СИО 8811).
  17. Флюдова, О. Брейкеры всей страны, соединяйтесь! : сценарий молодежного фестиваля брейк-данса / О. Флюдова // Праздничное пространство : сб. сценариев из опыта работы учреждений культуры / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. дом нар. творчества ; [сост. Л. В. Тульчинская]. — Барнаул, 2016. — С. 4-8. — (СИО 1599661).
  18. Хацкевич, Н. Улыбки от Аркадия Аверченко : час читательских удовольствий / Н. Хацкевич, Л. Садовская // Молодежи XXI века / [сост. О. А. Томашева]. — Минск, 2015. — С. 77-87. — (СИО М 1592122).
  19. Шефер, М. В. Край родимый – просто чудо : сценарий тематической концертной программы / М. В. Шефер // Счастье родиться на этой земле : сб. сценариев детских тематических концертных программ / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. гос. Дом нар. творчества. — Барнаул, 2017. — С. 8-13. — (СИО 1607449).
  20. Шинкевич, Н. Книжный Оскар / Н. Шинкевич, Я. Яблонская // Молодежи XXI века / [сост. О. А. Томашева]. — Минск, 2015. — С. 38-46. — (СИО М 1592122).
  21. Эркаева, Г. Д. Вопросы к игре «Кто хочет стать миллионером?» / Г. Д. Эркаева // Сельская библиотека — библиотека универсального назначения. — Москва, 2016. — С. 190-193. — (НМО М1606510).
  22. Эркаева, Г. Д. Мир эмоций : внеклассное занятие для 9-11 классов / Г. Д. Эркаева // Сельская библиотека — библиотека универсального назначения. — Москва, 2016. — С. 258-267. — (НМО М1606510).
  23. Эркаева, Г. Д. О спорт, ты – мир! : спортивная интеллектуальная олимпиада / Г. Д. Эркаева // Сельская библиотека — библиотека универсального назначения. — Москва, 2016. — С. 252-257. — (НМО М1606510).

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*